Nevermind вышел без текстов песен. "Думаю, мне не хватило уверенности", -
объяснял Курт. Вначале он хотел напечатать некоторые из своих стихотворений,
потом всякий "революционный мусор", потом вообще ничего - ни рисунков, ни
стихов. В последнюю минуту он выбрал несколько строчек из песен (и пару таких,
которых нет ни в одной песне) и объединил их в одно стихотворение. В то время
как людям старшего поколения лирика Курта представляется бессвязной, его образы,
идеи и эмоции наилучшим образом воспринимаются сознанием подростка, которому
трудно долго концентрироваться на одном предмете. "Я очень редко пишу об одной
теме или одном предмете, - рассказывал Курт. - Эта тема мне скоро надоедает, и
дальше в песне я пишу о чем-либо другом, так что она заканчивается совсем другой
мыслью". Подобно Блэку фрэнсису из PIXIES Курт в своей лирике избегает
прямолинейности. В наиболее удачных его строчках музыка и слова соединяются,
чтобы породить отчетливое третье восприятие. Большая часть его лирики происходит
из стихов, которые Курт писал перед сном в измятых записных книжках, поэтому
весь ее импрессионизм обусловлен скорее сопоставлением внешне несвязанных между
собой строчек, чем использованием приема "потока сознания".
В результате получается своеобразный музыкальный тест Роршаха, однако более
важно то, что этот материал взаимодействует с другими идеями и эмоциями,
выраженными логически связно. Впрочем, иногда и сам Курт запутывается во всем
этом. "Что, черт возьми, я хочу сказать?" поет он в "On A Plain". В своей лирике
Курт часто прибегает к столкновению крайностей и противоположностей, что очень
оживляет песни. Одним из наиболее темных мест является часть припева в "Smells
Like Teen Spirit": Мулатка, альбинос, Москит, мое либидо На самом деле, это
всего лишь две пары противоположностей, забавный способ описать сексуальное
возбуждение рассказчика. Часто в песнях Курта идея возвышается лишь для того,
чтобы потом низвергнуть ее потоком цинизма. Даже в музыке находят отражение
динамические контрасты образности. Во многих из песен - прежде всего в "Smells
Like Teen Spirit" и "Lithium" - приглушенное, монотонное звучание сменяется
кричащим взрывом эмоций, однако в альбоме присутствуют и акустическая "Polly", и
величественная "Something In The Way".
Курт был достаточно проницателен, чтобы понять то, что противоречия - это
выражение его собственной натуры и, возможно, натуры его аудитории. "Иногда я
бываю тупым нигилистом, а в другое время я искренен и раним, - говорил Курт. -
Так рождается каждая песня. Это как бы смесь того и другого. Таковы большинство
людей моего возраста. Они то полны сарказма, то вдруг становятся заботливыми. За
этим трудно уследить". Наверное, лучше всего это нашло выражение в "Smells Like
Teen Spirit". "да ничего особенного там нет, просто обыкновенное дурачество, -
рассказывал Курт. - Это была одна из моих идей. Я чувствовал себя обязанным
описать свои чувства по поводу своего окружения, своего поколения и людей своего
возраста". Однажды ночью Курт и подруга Тоби Кэтлин Ханна из группы BIKINI KILL,
подвыпив, решили заняться граффити и украсили Олимпию "революционными" и
феминистскими лозунгами (включая вечно популярный "Бог - гей!"). Когда они
вернулись домой к Курту, то продолжили разговоры о подростковой революции,
одновременно разукрашивая надписями стены квартиры. Ханна написала тогда: "Курт
пахнет "Духом подростка". "Я принял это за комплимент, - вспоминал Курт. - Я
думал, что это реакция на наш разговор, но на самом деле она имела в виду, что я
пахну дезодорантом. Я узнал о существовании этого средства лишь спустя несколько
месяцев после выхода сингла. Я никогда не пользовался ни одеколоном, ни
дезодорантом".
На самом деле, едва попав в Олимпию, Курт оказался немедленно вовлеченным в
дискуссию о "подростковой революции", идеей которой тогда была увлечена местная
тусовка, называемая Куртом "кальвинистами". Возможно, "кальвинистам" и не
понравилось бы такое сравнение, однако во многих отношениях цели подростковой
революции совпадали с целями Нации Вудстока. Имелось в виду, что молодежь
создает и контролирует собственные культуру и политику, выводя их таким образом
из-под опеки циничного и коррумпированного старшего поколения. Молодежная
культура должна была стать честной, доступной и справедливой во всех отношениях
- художественном, деловом и даже в плане аудитории, в противоположность
поразившей Америку корпоративности.
Курт не сомневался в серьезности намерений "кальвинистов", и ему нравились их
идеи, однако их виды на будущее вызывали у него сомнения. Их альтруизм казался
ему наивным. "Все на андеграундной сцене стремятся к Утопии, но существует так
много различных фракций, и они так разъединены, что это невозможно, - говорил
Курт. - Если вы не можете объединить траханное андеграундное движение и
прекратить грызться между собой по поводу ничего не значащих вещей, то как вы
рассчитываете произвести эффект на широкую публику?"
Курт даже ощущал давление на НИРВАНУ. "Я просто чувствовал, что от моей
группы ждали, чтобы она вела борьбу в революционном смысле против огромной
корпоративной машины, - вспоминал Курт. - Этого ждали много людей, которые
говорили мне: "Ты можешь использовать это как инструмент. Ты можешь использовать
это, чтобы изменить мир". Я тогда думал: "Как вы смеете оказывать на меня такое
давление. Это глупо". И я сам чувствовал себя глупым и заразным". Таким образом,
"Smells Like Teen Spirit" - это саркастическая реакция на идею реальной
революции, но, с другой стороны, это принятие самой идеи. Однако смысл возникает
не из конфликта двух противоположных идей, а из того смятения и ярости, которые
этот конфликт порождает в рассказчике - он в ярости от того, что пребывает в
смятении. Строчка "Это так весело - проигрывать и притворяться" указывает на
притягательность альтруизма, подразумевая одновременно его тщетность.
"Вся песня состоит из противоречащих друг другу идей", - объяснял Курт. - Она
высмеивает мысль о настоящей революции. Однако это приятная мысль". Одна из
сторон принятия революции - это критика апатичных людей, которым чужды ее
идеалы. Курт прекрасно сознавал, что его поколение в большей степени поражено
апатией,чем другие. "От нас ждали, что мы прольем немного света на свои идеалы,
откуда мы пришли, но в действительности мы не способны даже на это. Мы неплохо с
этим поработали, однако это никогда не было нашей первостепенной целью". "Smells
Like Teen Spirit" звучит яростно, даже грубо, вокал скорее напоминает крик, чем
песню. Возможно, эта злость, постоянно присутствующая в музыке НИРВАНЫ, явилась
отражением неурядиц в семье Курта, однако сам Курт считал: "Во мне накопилось
достаточно гнева против общества, чтобы я стремился играть именно такую музыку".
Существенным отличием "Smells Like Teen Spirit" от предшествующих вещей
подобного рода явилось то, что в ней нет упрека старшим поколениям - вина за все
возлагается на самих слушателей. Это предполагало наличие у них чувства
ответственности, что плохо соответствовало распространенному в тусовке
стереотипу "пофигиста".
Впоследствии Курт признавался, что, видимо, перегнул палку с обличениями.
"Это не дало никаких положительных результатов, говорил он. - Только оттолкнуло
людей и пробудило в них чувства, которые испытывают к злому отчиму". Курт
категорически возражал против того, что ему приписывала пресса - будто он
"ненавидит свою аудиторию за ее апатичность". "Хотите вы признать это или нет,
но сознание людей меняется в лучшую сторону, и они становятся более человечными.
Я всегда был оптимистом, просто во мне сидит маленький Джонни Роттен, которому
положено быть саркастическим засранцем", - говорил Курт. "In Bloom"
первоначально была направлена против случайных на андеграундной сцене людей,
которые стали ломиться на концерты НИРВАНЫ после выхода альбома Bleach. Впрочем,
это только добавило группе популярности. В песне перемешаны образы расцвета и
упадка, а в припеве речь идет о парне с ружьем, который любит подпевать песням
НИРВАНЫ, но "не знает, что все это значит". Ирония заключается в том, что
мелодия песни настолько привязчива, что ей действительно хочется подпевать. Это
также намек на бывших членов группы вроде Дейва фостера, Джейсона Эвермана и
Аарона Буркхарда, которым искренне нравилась музыка группы, но при этом была
чужда панковская идеология Курта и Криса.
Звучание "Come As You Are" не похоже ни на одну из песен на диске. Она
отражает трансформацию Курта из мизантропа в более открытого человека. "Я устал
от людей, которые выносят суждения о других людях и ожидают, что те будут
соответствовать их представлениям, - говорил Курт. - Я занимался этим всю свою
жизнь. Я - Рыба, а для Рыбы естественно сердиться на людей за то, что они ведут
себя не так, как тебе бы хотелось, поэтому ты все время на кого-нибудь сердит. Я
от этого просто устал". Рассказчик признается, что не знает, каким должен быть
другой человек, но он готов принять другого человека со всеми его
противоречиями. Он добавляет, что не будет его ни за что осуждать: "И клянусь, у
меня не будет ружья".
В начале песни "Breed" Курт сначала кричит "Мне плевать!", потом "Я не
против" и наконец "Я боюсь", уже тем самым сказав все, что нужно: об обуревающей
его апатии, равнодушии и страхе. Строчка "Я не против, если у меня не будет ума"
служит в данном случае просто дополнительным украшением. Название "Lithium"
связано с применением солей лития в психиатрической практике в качестве
средства, купирующего маниакально-депрессивные состояния. Здесь Курт несколько
осовременил формулу Маркса, назвавшего религию "опиумом для народа". Курт
рассказывал, что эта песня, возможно, была инспирирована воспоминаниями о семье
его абердинского друга Джесси Рида, которая принадлежала к религиозному движению
"возрожденные христиане". Курт признавался, что не относится к религии
однозначно отрицательно.
"Мне всегда казалось, что некоторым людям религия нужна, - говорил он. - Это
хорошо. Если она может кого-нибудь спасти, то все в порядке. А герою этой песни
спасение необходимо". Песня не носит отчетливого автобиографического характера,
однако нетрудно заметить совпадения между тем отчаянием и одиночеством, которые
Курт испытывал в Олимпии, и состоянием, в котором находится герой "Lithium".
Песня "Polly" основана на реальных событиях, произошедших в Такоме в июне 1987
года. Тогда маньяк по имени Джеральд френд похитил четырнадцатилетнюю девушку,
возвращавшуюся с панк-концерта, которую затем он подвешивал вниз головой в своем
доме на колесах, насиловал и пытал с помощью кожаной плетки, бритвы, горячего
воска и паяльной лампы.
В конце концов девушке удалось бежать, когда маньяк остановился на
автозаправочной станции. Позднее Френд был арестован и, кажется, приговорен к
пожизненному заключению. Единственным дополнением Курта к реальному случаю
явился намек на то, что девушке удалось бежать, убедив насильника, будто ей
нравится то, что он с ней делает. Тема насилия вообще часто встречается как в
песнях Курта, так и в его интервью. Он словно хочет оправдаться за весь мужской
род. "Я вовсе не испытываю отвращения от того, что я мужчина, - говорил Курт. -
Есть много мужчин, которые стоят на стороне женщин, поддерживают их и оказывают
влияние на других мужчин. На самом деле, мужчина, подающий пример другим,
наверное, может произвести больше впечатления, чем женщина". Хотя в названии
"Territorial Pissings" высмеивается жизненная позиция "мачо", здесь также
находит отражение вандализм участников группы в отношении инструментов. В ее
словах соединены вместе самые различные идеи, по тем или иным причинам
привлекательные для Курта. Он объяснял начальные слова "Когда я был чужаком"
тем, что ему всегда хотелось быть существом из другого мира. "Я очень хотел быть
инопланетянином, - рассказывал он. - Каждую ночь я разговаривал со своими
настоящими родителями и своей настоящей семьей из космоса. Я знал, что рядом
есть тысячи других инопланетных детей, и я встречался со многими из них".
Курт был убежден, что "есть особая причина для того, чтобы я был здесь".
"Drain You" - это любовная песня или, скорее, песня о любви. Во вселенной Курта
двое детей из этой песни символизируют людей, доведенных своей любовью до
состояния совершенной непорочности. "Я всегда думал о детях, спящих в одной
больничной кровати", - рассказывал Курт. Слова песни отражают крайнюю
зависимость детей, чередующуюся с нарциссизмом:
Мне наплевать, что ты думаешь, Если это не обо мне
Хотя здесь присутствует явная сексуальная коннотация, образ дренирования раны
указывает главным образом на освобождение другого от неприятных эмоций по
примеру высасывания яда после укуса змеи. По поводу названия "Lounge Act" Курт
объяснял, что им показалось, будто "песня звучит как развлекательная, которую
могла бы сыграть группа из какого-нибудь бара". Однако это не относится к
словам. "Эта песня главным образом о... вдохновении, о давящих взаимоотношениях
и невозможности завершить замысел из-за того, что тебе мешают другие", -
объяснял Курт.
"Stay Away" звучит как обвинительный приговор "кальвинистам" из Олимпии,
однако в более широком смысле это относится к любой конформистской группе:
Обезьяна, смотри, обезьяна, делай. (Не знаю почему) Я буду лучше мертвым, чем
клевым. (Не знаю почему) Название песни "On A Plain" ("На поле брани") может
быть так же прочитано в качестве каламбура как "В самолете", поскольку Курт
написал ее во время полетов в ЛосАиджелес и Нью-Йорк для встречи с
представителями крупных компаний. "Я думаю, таким образом я хотел сказать, что
все еще продолжаю жаловаться на ситуацию, хотя на самом деле она гораздо лучше,
чем я когда-либо мог ожидать", - объяснял Курт. Строчки "Моя мать умирала каждую
ночь" и "Паршивую овцу опять шантажировали" имеют для Курта особый смысл. Первая
из них связана с неудачным опытом взаимоотношений Венди с ее агрессивным
сожителем, а "паршивой овцой" Курт часто называл самого себя.
Что касается "Something In The Way", то Курт не считал нужным скрывать, что
эта песня отражает его опыт жизни под мостом в Абердине, хотя и в несколько
преувеличенном виде. "Это было так, словно я жил под мостом и умирал от СПИДа,
словно я был болен, не мог двигаться и вообще был самым настоящим бомжом, -
рассказывал Курт. - Это была своего рода фантазия". Хотя Курт всегда резко
противился навязываемой ему роли "выразителя чаяний поколения", он, тем не
менее, соглашался с тем, что Nevermind содержит много информации о его
сверстниках. "Это очевидно, - говорил он. - Мы - яркий пример рядовых
необразованных двадцатилетних, живущих в Америке в девяностые годы". А
двадцатилетние это поколение, уверовавшее в то, что оно пропустило самое лучшее
время. "Нар можно хорошо определить, если сказать, что мы панк-рокеры, которых
не было в панк-роке во время его расцвета, - говорил Курт. - Так происходило всю
мою жизнь, потому что когда я врубился в THE BEATLES, они уже много лет как
распались, а я даже не знал об этом. Я мечтал о том, чтобы сходить на концерт
THE BEATLES, но вдруг узнал, что они распались.
То же самое с LED ZEPPELIN. Они уже много лет как распались". Однако дело не
только в этом. Курт описывает ситуацию, когда родители его сверстников росли в
атмосфере конформизма, присущей пятидесятым и началу шестидесятых. В конце
шестидесятых у них появились дети, и одновременно шквал новых идей опрокинул их
привычную систему ценностей, заставив искать утешения в алкоголе и наркотиках.
При этом рушились семьи. "Все родители совершали одни и те же ошибки, - говорил
Курт. - Я не знаю точно в чем тут дело, но моя история аналогична историям 90 %
людей моего возраста". "Я не думаю, что наша музыкальная версия происходящего
сильно отличается от других групп, появившихся в то же время, - продолжал он. -
Я не думаю, что наши родители и наше общество причинили нам больший вред, чем
другим. Мы привлекаем больше внимания, потому что наши песни цепляют людей и как
бы застревают у них в мозгах". Причину популярности альбома, наверное, лучше
всех смог объяснить Дейв Грол.
"В роке наблюдалось странное затишье, пустота, вспоминал он. - Если
посмотреть на "Тор-10" за год до появления Nevermind, вы практически не
обнаружите там рокмузыки за исключением плохого "металла", который никому не
интересен. Когда появилась наша музыка, мне кажется, она объединила всех
брошенных ребят, которые видели группу таких же брошенных ребят, игравших такую
музыку, словно они злы на весь мир. И, я думаю, многим это казалось интересным.
И наши песни были хорошими песнями. У Курта был великолепный голос. Песни были
простыми и запоминающимися, как те, которые ты слышал ребенком".
Одной из неафишируемых целей рок-музыки всегда являлось доставание родителей.
Однако родители современных двадцатилетних сами выросли на роке, поэтому задача
оказалась намного сложнее, чем она была в шестидесятые. Nevermind с его
агрессивным напором, пронзительными криками и судорожными перепадами справился с
этой задачей великолепно. И, наконец, невозможно отрицать то, что это просто
потрясающая музыка. Она аккумулировала всю энергию панка и влила ее в песни,
которые люди еще долго продолжают напевать после того, как отзвучали последние
ноты альбома. В отличие от многих альбомов, состоящих из одного-двух хитов и
"дописок", Nevermind хорош весь, от начала до конца.
При его прослушивании вам вряд ли придет в голову пропустить ту или иную
вещь. Впечатление, произведенное альбомом, бьшо столь велико, что теперь
специалисты от индустрии звукозаписи говорят об "эпохе пост-НИРВАНЫ" в области
музыкального бизнеса. С другой стороны, как заметил Мэтт Лукин, и сам
"андеграунд перестал быть таким, каким он был раньше". Успех НИРВАНЫ
продемонстрировал музыкальным бизнесменам всю силу независимой сцены. В
результате крупные фирмы стали проявлять больше интереса к тем группам, которые
действительно нравятся людям, вместо того чтобы создавать искусственные
образования.
Сайт управляется системой uCoz
|